Музей имени Героя Советского союза Ф.М. Охлопкова

Характеристика учреждения

Наименование учреждения:

Музей имени Героя Советского союза Ф.М. Охлопкова, при МБОУ «Крест-Хальджайская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ф.М. Охлопкова» МР «Томпонский район» Республика Саха (Якутия)

Год основания: 2008 год.

Местонахождение и почтовый адрес: 678724, Республика Саха (Якутия), Томпонский район, село Крест-Хальджай, ул. Новая 8

Руководитель школы: Охлопков Александр Федорович

Руководитель музея: Охлопков Виктор Михайлович

Куратор музея: Габышева Мария Петровна

Музей организован в целях:

— гражданско-патриотического воспитания обучающихся;

— расширения образовательного пространства, совершенствования образовательного процесса;

— формирования исторического сознания обучающихся и расширения их кругозора;

— развитие познавательных интересов и способностей обучающихся;

— развитие социальной активности и творческой инициативы обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и презентации предметов материальной культуры, источников по истории школы и истории Смоленщины, имеющих воспитательную, научную и познавательную ценность, овладение практическими навыками поисковой, проектной и исследовательской деятельности;

— активного освоения обучающимися историко-культурной среды.

Профиль и функции музея определяются задачами школы.


Организация музея.

    1. Организация музея в МБОУ К-ХСОШ происходит по инициативе педагогических работников и обучающихся с привлечением ветеранов, выпускников школы.

    2. Организация музея является результатом поисковой и исследовательской деятельности.

    3. Музей был создан в 2008 году на основании приказа директора школы.

    4. Обязательным условием для открытия музея являются:

— наличие фонда музейных предметов, собранных и зарегистрированных в книге поступлений (на октябрь 2019г – 691 экспонатов);

— наличие помещения и оборудования для хранения фондов, создание выставок и экспозиций, имеет 3 экспозиции: «Герой Советского Союза Ф.М. Охлопков», «История школы», «Выпускники школы»

— наличие музейного актива, состоящего из педагогов, ветеранов, учащихся.

Актив музея:

  1. Габышева М.П. – зам. директора по ВР.

  2. Охлопков В.М. – учитель истории, руководитель музея.

  3. Охлопкова Н.И.. – учитель технологии

  4. Матаркина С.Д. – руководитель совета ветеранов наслега

Совет музея:

1. Сыромятникова Намына ученица 11 класса

2. Бысыина Сайаана ученица 11 класса

3. Степанов Сережа ученик 9 класса

Функции и основные направления деятельности.

Основными функциями музея являются:

— организация поисковой, проектной и исследовательской деятельности обучающихся, создание условий для их социализации, формирование научных и творческих инициатив;

— документирование процессов и явлений через комплектование фондов музейных предметов;

— организация экспозиционно-выставочной, методической, информационной работы;

— совершенствование образовательной, воспитательной, культурно-просветительской деятельности школы.

Основные направления деятельности музея являются:

— выявление и сбор музейных предметов и музейных коллекций;

— комплектование музейных фондов;

— изучение музейных предметов.

Учет и обеспечение сохранности фондов.

    1. Собранные музейные предметы составляют основной и научно-вспомогательный фонды музея.

    2. Все поступающие в музей предметы подлежат актированию.

    3. Все предметы подлежат обязательной записи в книге поступлений.

    4. Ответственность за сохранность всех фондов музея несет руководитель.

    5. Хранение в музее взрывоопасных предметов категорически запрещается.

Содержание работы.

    1. Работа музея ведется в соответствии с учебно-воспитательными задачами ОУ.

    2. Ежегодное и перспективное планирование работы осуществляется как в целом по музею, так и по всем направлениям музейной деятельности.

    3. Содержание работы музея:

— выявление, сбор, учет и хранение музейных предметов и музейных коллекций;

— изучение музейных предметов;

— поисковая, проектная и исследовательская деятельность обучающихся;

— организация экспозиций.

Руководство.

    1. Непосредственное руководство музеем осуществляют его руководители – Габышева М.П. Охлопков В.М. и Охлопкова Н.И.

    2. Текущую работу музея организует актив и совет музея.


Программа деятельности школьного музея

Пояснительная записка.

Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.

Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего города, школы, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Школьный музей-это не просто собирание памятников (хотя без этого нельзя обойтись), это не только создание экспозиций (хотя без них музей немыслим), а это еще и многогранная деятельность, направленная на повышение образования, нравственное воспитание и формирование исторического сознания, что может быть достигнуто с помощью различных форм музейной деятельности, в том числе массовой научно-просветительной работы.

Направления деятельности музея:

1.Образовательно-познавательная деятельность. Массово-просветительская.

2. Учебно-исследовательская деятельность.

3. Поисковая работа.

4. Индивидуальная работа с учащимися.

5. Методическая работа.

6. Фондовая работа.

Образовательной областью данной программы является изучение исторического и культурного наследия своей малой родины.

Методы обучения

1. Словесный — передача необходимой для дальнейшего обучения информации.

2. Наглядный — просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций

и выставок музея.

3. Поисковый — сбор информации по интересующей теме.

4. Исследовательский — изучение документальных и вещественных предметов из

фондов школьного музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.

Формы занятий: беседы, лекции, поисковые экспедиции, индивидуальные занятия с учащимися, занятия – отчеты о проделанной работе, описание поискового материала, оформление выставок.

Ожидаемые результаты: участие в школьных, районных и республиканских конференциях, олимпиадах, фестивалях, подготовка экспозиций и проведение экскурсий.


Основная часть.

Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.

Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры района, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.

Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.

Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

-формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, готовности приносить пользу обществу и государству;

-формирование учащихся социально-ориентированных норм поведения, культуры межнационального общения;

-утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

-привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края;

-проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для гражданско-патриотического воспитания школьников;

-передача жизненного опыта от поколения к поколению;

-активизация творческого потенциала воспитанников, родителей, педагогов.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.


1.Образовательно-познавательная деятельность. Массово-просветительская.

Мы используем работу музея в учебной и внеурочной деятельности.

— Учебная деятельность:

Так главная задача руководителей музея состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебно-воспитательной процессе.

Для повышения эффективности урока, его воспитательного значения в перспективном планировании на учебный год предусматривается работа учащихся в музее, использование музейных материалов в соответствии с учебной программой и работой над исследовательскими проектами.

Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся.

— Внеурочная деятельность

Классные руководители имеют информацию о всех возможных музейных занятиях, в соответствии с ней и воспитательными задачами класса планируется работа на год.

К формам работы во внеучебное время относятся: беседы, экскурсии, организация встреч с ветеранами, проведение игр (игра по станциям), проектная деятельность по материалам музея.


2. Поисковая работа (сбор материала, посещение ветеранов, выпускников школы).

Главное отличие образовательно-воспитательной эффекта в деятельности школьного музея от музея государственного заключается в том, что ребенок выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель.

Школьный музей обладает огромным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края, своей школы изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру района, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.

3. Учебно-исследовательская деятельность (обработка полученной информации).

Много практических навыков приобретают обучающиеся и в процессе обеспечения научно — исследовательской деятельности музея: умение описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять факты и др.

Предполагается дальнейшая работа по развитию познавательных способностей детей. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках школы, района.

4. Индивидуальная работа с учащимися.

Подготовка экскурсоводов по запланированным темам, организация индивидуальной помощи в написании проектов.

5. Методическая работа.

Подготовка методических разработок по темам, оформление раскладушек, выпуск брошюр

6. Фондовая работа

Учёт и хранение собранного материала на бумажном носителе. Существует инвентарная книга, книга учета посетителей, книга отзывов. Планируется оцифровка экспонатов.

7. Руководство работой музея

Работу музея направляет Актив музея. Он

направляет собирательскую работу для пополнения и дальнейшего развития музея,

организует учет и хранение существующих фондов, проводит экскурсии по экспозициям музея,

разрабатывает план работы.

Таким образом, программа «Школьный музей» предполагает осуществление двух социально-культурных функций:

— Совершенствование форм и методов обучения и воспитания учащихся средствами краеведения и музееведения.

— Организация деятельности школьного музея как научно-исследовательского, учебно – воспитательного и досугового центра

Программа развития школьного историко-краеведческого музея.

Программа развития музея предусматривает мероприятия по усилению противодействия искажению и фальсификации истории Отечества. В экспозиции школьного музея имеются подлинные материалы, которые раскрывают важнейшие этапы Великой Отечественной войны. Они помогают расширять знания школьников об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитывать патриотизм и чувства уважения к ее истории.

Материалы музея призваны воспитывать в учащихся чувство гордости, любви к своей школе. Среди экспонатов школьного музея половина относится к направлению истории школы и Герою Советского Союза Ф.М. Охлопкову

Предполагается дальнейшая работа по развитию познавательных способностей детей. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, передают свои знания другим, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках деятельности школьного научного общества.

В числе важнейших мер предусматривается дальнейшее использование школьного музея в учебно-воспитательной работе с учащимися. Главная задача руководителя музея состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебно-воспитательной процессе. Целесообразно проведение уроков в самом музее с учетом его профиля или использования отдельных экспозиций в различных классах при изучении определенных тем учебной программы по истории. Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся. Подлинные материалы музея школы помогают учителю истории в освещении важнейших периодов Великой Отечественной войны.

Музей только тогда себя оправдывает, когда он становится организатором военно-патриотической работы. Поэтому предполагается усилить инициативу музея в организации общественно-полезных дел. Для этого планируется проведение комплекса мероприятий: экскурсии и походы по местам боевой славы, широкое проведение дней и месячников защитника Отечества, встречи с ветеранами, тружениками тыла, узниками, поисковые мероприятия, конкурсы творческих работ, военно-спортивные игры и т.д.

Осуществление целенаправленного систематического педагогического руководства — важнейшее условие повышения действенности музея в учебно — воспитательном процессе. Координацию деятельности актива осуществляет руководитель школьного музея. Предполагается активнее привлекать ветеранские и творческие организации и союзы к работе в школьном музее, полнее использовать их опыт и духовный потенциал в целях сохранения и преемственности славных боевых и трудовых традиций.

Но главную координацию деятельности по развитию и организации работы музея осуществляют директор школы, его заместитель по УВР. Они обеспечивают контроль над тем, чтобы материалы школьного музея использовались в учебной, внеклассной, внешкольной работе, чтобы все документы, особенно подлинники, бережно хранились.

В результате осуществления программы развития музея ожидается:

обеспечение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения,

возрождения истинных духовных ценностей российского народа,

сохранение и развитие его славных боевых и трудовых традиций,

оптимизация работы по военно-патриотическому воспитанию школьников в современных условиях.

Школьный музей не должен являться самоцелью. Он лишь звено в единой цепи, часть образовательно-воспитательной системы и выполняет только присущие ему функции. Музей не может заменить урок. Он лишь дополняет учебную и воспитательную работу, насыщая ее историко-краеведческим содержанием. Из многочисленных форм работы следует выбрать только те, которые могут войти в структуру работы каждой конкретной, отдельно взятой школы.

Работа музея в отчетном году организована в соответствии с Уставом музея, Планом работы музея на 2019-2020 уч год, нормативно-правовыми и локальными документами, регламентирующими деятельность учреждения. Была направлена на сохранение и изучение истории родного края, его традиций, культуры и определялась знаковыми событиями в истории России, Республики Саха (Якутия), Томпонского района и села Крест-Хальджай – нравственными ориентирами, способствующими формированию исторического и патриотического сознания гражданского общества

Основными целями работы музея в 2019-20 году являются:

    • выявление, сохранение, изучение и популяризация историко-культурного наследия;

  • совершенствование взаимодействия с образовательными и культурными учреждениями

    • организация музейного обслуживания с учетом интересов и потребностей различных социально-возрастных и образовательных групп;

    • реализация творческих проектов, мероприятий, посвященных юбилейным и памятным датам года.

Для достижения данных целей решаются следующие задачи:

  1. работы по комплектованию музейного фонда, его сохранению, изучению и популяризации;

  2. партнерские отношения с культурно-образовательными учреждениями района;

Научно-фондовая работа,

обеспечение сохранности и безопасности музейных фондов

Комплектование, учёт и хранение

    1. Комплектование музейного фонда осуществляется в соответствии с Планом работы музея по комплектованию фондов, а также с учётом формирования целостности коллекций и построению новых экспозиций и выставок.

Общий фонд составляет 691 музейных предметов, Вновь поступившие предметы занесены в книгу поступления. Основная часть поступлений идет за счет активных контактов музея с посетителями и населением, а также с выставок.

Экспозиционно-выставочная деятельность

Экспозиционно-выставочная деятельность — одно из основных и сложных направлений деятельности музея. В 2018-19 году она была насыщенной и разнообразной, включала работу над экспозициями, тематическими стационарными и передвижными выставками, организацию выставок из фондов своего и областных музеев, других фондов и частных коллекций.

Экспозиции дополнены новыми экспонатами – 78 ед. (предметы этнографии и быта, денежные знаки, минералы). Ежедневно проводился профилактический осмотр предметов, находящихся в экспозициях и на выставках музея, измеряется температурно-влажностный режим.

  1. Важнейшим направлением в научно-экспозиционной работе музея является организация новых выставок и расширение их тематики. Это дает возможность показать посетителям как можно больше предметов из основного фонда музея и повышает интерес посетителей к музею, а с другой – увеличивает оборот показа музейных предметов.

  2. Передвижные выставки, проведенные вне музея, организовывались с целью расширения экспозиционного поля, пропаганды музейных ценностей, привлечения дополнительной аудитории.

п/п

Мероприятие

Дата

Ответственные

Организационная работа

1

Утверждение  плана  работы школьного  музея  на 2019-2020  учебный год.

Сентябрь

2019 г.

руководитель  музея

2

Оформление музейной документации.

.

В течение года

 руководитель  музея

3

 Работа с фондами.

 Инвентаризация архива.

В течение года

 руководитель  музея, совет музея

4

Формирование актива и Совета школьного музея, распределение обязанностей между членами актива школьного музея.

Сентябрь 2019 г.

 руководитель  музея

5

Анализ работы школьного музея за 2018-2019 учебный год, определение задач развития музея на 2019-2020 учебный год

Сентябрь 2019 г.

руководитель  музея

6

Проведение заседаний Совета и актива школьного музея.

1 раз в полугодие

 руководитель  музея

7

Ведение Книги отзывов гостей музея

В течение года

 руководитель  музея

актив музея

8

Поддержание надлежащего состояния помещения и фондов музея

В течение года

 

 руководитель  музея

Экскурсионно-массовая работа

1

Формирование группы экскурсоводов.

Сентябрь 2019 г.

 руководитель  музея

2

Организация работы по подготовке экскурсоводов (5-7 классы).

В течение года

 руководитель  музея

3

Разработка материалов для проведения обзорных и тематических экскурсий

 

В течение года

 руководитель  музея и члены актива музея

4

Проведение обзорных и тематических  экскурсий (1-11 классы.)

Обзорные:

  • Знакомство с музеем (1 класс, гости школы)

  • «Этих дней не меркнет слава …»

  • Работа поискового отряда

  • Герой Советского союза Ф.М. Охлопков

  • История школы

Тематические:

  • История одного экспоната:

История школы

Выпускники школы

В течение года

 

 руководитель  музея

группа экскурсоводов

5

Проведение бесед, лекций к знаменательным

датам года:

3 сентября – Беслан, 15 летие трагедии

27 сентября – День республики

4 ноября – День народного единства

16 ноября – день памяти и скорби,

5 декабря – Битва под Москвой,

9 декабря – День Героев

12 декабря – День конституции РФ.

27 января – Блокада Ленингада

15 февраля – день вывода советских войск из Афганистана

23 февраля – День защитника Отечества

9 мая – День Победы советского народа в

Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.

В течение года

руководитель  музея и члены актива музея

6

Пешеходные экскурсии по памятным местам

В течение года

руководитель  музея и члены актива музея

Учебно-воспитательная работа

1

 Проведение уроков Мужества.

В течение года

  
классные руководители
1-11 классов

Учителя истории

2

Профориентация учащихся.

Использование материалов музея на уроках.

В течение года

 руководитель  музея и учителя

3

Проведение музейных уроков (1-11 класс),

В течение года

  руководитель  музея, учителя истории, учителя-предметники

4

 

Проведение классных часов и праздников, посвященных Дням Воинской славы

 

Декабрь 2019 г.

Февраль 2020 г.

Май 2020 г.

  Заместитель директора по воспитательной работе

 руководитель  музея

5

 Встреча с ветеранами труда — жителями сельского поселения. Сбор материала для оформления экспозиции.

В течение года 

 руководитель  музея и
классные руководители

Работа с фондами музея.

1

Учет, регистрация и хранение музейных экспонатов.

По мере поступления

В течение года

 руководитель  музея

2

Проведение инвентаризации архива музея.

Сентябрь -декабрь

 руководитель  музея

3

Организация работы в архивах с целью пополнения, уточнения материалов музея

В течение года

 руководитель  музея

 

4

Выпуск фотоальбома «Герой Советского Союза Ф.М. Охлопков»

 

 До февраля 2020 г

 руководитель  музея

Общественно-полезная работа

1

Поисковая работа

В течение года

 руководитель  музея и

 актив музея

2

Проект «Путь Героя»

В течение года

 руководитель  музея и

 актив музея

3

Участие в районных, областных, всероссийских конкурсах.

В течение года

 руководитель  музея

 актив музея

Герой Советского Союза Ф.М. Охлопков

Встречи с ветеранами тыла, локальных боевых действий

Поисковая работа

Поисковая экспедиция учащихся Крест-Хальджайской школы по местам боевого пути Героя Советского Союза Ф.М.Охлопкова.

Экспедиция проводилась с 23 сентября по 3 октября.

В составе 4 учащихся и 2 руководителей:

Потапова Дайаана — ученица 11 класса

Харитонова Сайына — ученица 10 класса

Охлопкова Ира — ученица 8 класса

Габышева Лана — ученица 7 класса

Габышева Мария Петровна — Зам. директора по ВР, учитель русского языка и литературы.

Охлопков Виктор Михайлович — учитель истории и обществознания.

Цель экспедиции:

-найти место захоронения брата Героя Охлопкова Василия Дмитриевича;

— снимать видеосюжеты об истории войны;

— по мере возможности связаться с поисковыми отрядами Тверской области и обменяться историческими материалами;

— повезти землю родного Крест-Хальджая на могилу Охлопкова В.Д.;

— ознакомление учащихся школ г. Санкт-Петербург, г. Москва, г.Ржев о нашей Республике Саха (Якутия), с жизнью и подвигом Героя Советского Союза Ф.М.Охлопкова.

Детская военно-патриотическая организация «Бэргэн»

Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и любви к Родине , уважения и почитания старшего поколения, гражданско- патриотическое воспитание школьников на героических традициях народа; на примере жизни и подвига Героя Советского Союза Ф.М.Охлопкова; подготовка старшеклассников к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, воспитание правосознания, правовой культуры у учащихся.

Пролистать наверх